Акваскейп или Природный аквариум

Акваскейп - направление в аквариумном дизайне, в основе которого лежит создание в условиях аквариума имитации природного ландшафта с использованием натуральных материалов, камней, коряг, живых аквариумных растений.


Основоположником направления "Природный аквариум" является японский аквадизайнер, фотограф, основатель компании "ADA" Такаши Амано.


Создание акваскейпа это творческий процесс, каждая работа уникальна и зависит от техники и воображения автора, который стремится передать красоту уголка живой природы в рамках своего аквариума.


Для гармоничного и целостного построения композиции аквадизайнеры применяют правила присущие живописи и художественной фотографии.


1.Правило третей(упрощенное правило Золотого сечения).Согласно правилу третей пространство разделяется на три равных части по вертикали и горизонтали. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий образуются  так называемые «точки силы», которые притягивают взгляд зрителя. На местах этих точек располагают важные, выделяющиеся объекты композиции, например яркие растения или вершины скал. Линию горизонта часто располагают на одной из горизонатальных линий.


2.Диагонали.Важные элементы композиции устанавливают вдоль диагональных линий. Расположение объектов по диагонали придает композиции динамику, перспективу и задает направление движения взгляда по пространству акваскейпа. Так же для указания направления можно использовать кривые, дугообразные, s-образные линии, например извилистая тропинка, уходящая вдаль.


3.Ритм - повторяющиеся формы и элементы. В аквариуме это могут быть камни, коряги или растения схожей формы и структуры, но различных размеров, расположенные группами по уменьшению от переднего плана к дальнему. Ритм придает целостности композиции и усиливает глубину пространства. Следует избегать камней/коряг разной породы в одной композиции.


4.Разноплановость и масштаб. Глубина пространства строится выделением объектов на переднем, среднем заднем планах. Более крупные объекты располагают на переднем плане аквариума, плюс детали должны сочетаться между собой по масштабу, к примеру скала не может быть ниже куста, растущего рядом у подножья. Крупнолистные аквариумные растения на переднем плане, миниатюрные на дальнем. Так же разные планы могут разделяться за счет цвета растений и декораций. Кроме того аквариумные обитатели должны вписываться в общий масштаб, в небольшом аквариуме лучше смотрится стайка из 10-30 хвостов мелкой стайной рыбы,чем 2-3 крупные особи.


5.Тональная перспектива. В природе при наблюдении за пейзажем далекие объекты выглядят менее контрастно и насыщенно, чем находящиеся рядом. Такого эффекта можно добиться и в дизайне аквариума, используя на дальнем плане более светлые растения и камни.


Форма композиции определяется автором согласно сюжету и может быть полностью своеобразна, но часто аквадизайнеры используют один из трех классических варинтов:


1.Вогнутая,U-образная композиция. Крупные детали расположены по бокам и уменьшаются в размерах от ближних углов к центру или "точке силы" на заднем плане. Такая форма наиболее подчеркивает глубину пространства, будь то имитация горных хребтов, холмов уходящих в даль или дремучего леса.


2.Композиция в стиле "остров". В этом случае большинство деталей расположены в центральной части аквариума. По бокам и на ближнем плане заполнена лишь нижняя часть, это могут быть мелкие детали, почвопокровные растения или голый грунт.


3.Треугольная композиция. Элементы композиции постепенно снижаются от одной стенки аквариума к другой, создавая точку схода.


Так же возможно объединение разных стилей в одной композиции. Стоит уделять особое внимание мелким деталям, каждый на первый взгляд не броский камушек может изменить общее впечатление от композиции.


Наиболее частые ошибки начинающих акваскейперов:


1.Отсутствие идеи. Акваскейп как картина передает определенный сюжет, заставляет пройтись взглядом по разным элементам, дополняющим друг друга и в совокупности объединенных в одно целое творение. Хаотично посаженные растения и разбросанные по дну декорации, даже если они сами по себе выглядят привлекательно не придадут аквариуму желаемую красоту.


2.Пустота. Нехватка материала. Пространство мало заполнено, детали хардскейпа занимают только нижнюю часть аквариума, пустые участки разрывают целостность композиции. 


3.Потеря масштаба. Детали композиции громоздкие, выглядят не реалистично. Крупнолистные растения портят масштаб относительно декора.


4.Огород. Множество видов разноплановых растений не сочетающихся между собой и с элементами хардскейпа.


5.Отсутствие опыта и оборудования необходимого для выращивания аквариумных растений.